Кол Гали

1350 – 14??


Хайлавĕсем:

Пăлхар тапхăрĕ

Кул Али
[ Киссаи Йусуф ]


Тĕплĕнрех:

Тулли биографине сайт редакцийĕ халлĕхе майласа çитереймерĕ-ха. Ку ĕçе эсир те хутшăнма пултаратăр. Аялти каçăпа усă курса пулăшу çинчен пĕлĕр, мĕншĕн тесен сирĕн хатĕр çырнисем е лайăх шухăшсем пурах-тăр:

↓ ↓ ↓

Малаллийĕ пĕлтерÿ хыççăн


VulaCV.com

2019 çулхи юпа 31-мĕшĕнче VulaCv WordPress платформине куçнăранпа 7 çул тулчĕ… 2020 çулăн Март уйăхĕнче вара пирĕн домен VulaСV.com пулса кĕскелчĕ.

– VulaCv, Вула чăвашла редакцийĕ

Сайта кĕртнĕ çĕнĕ текстсем:

↓ ↓ ↓

Малаллийĕ


Ытти материалсем:

Кул Гали||Материал из Википедии — свободной энциклопедии||Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июня 2018; проверки требуют 3 правки.||Текущая версия||Перейти к навигации Перейти к поиску||Кул Гали́||Дата рождения XIV в.||Место рождения Волжская Булгария||Дата смерти XIV в.||Место смерти Биляр||Род деятельности поэт||Жанр поэма||Язык произведений тюрки (на основе огузского)||||Памятник Кул Гали в Казани||Кул Гали́ (башк. Ҡол Ғәли[1], тат. Кол Гали, Qol Ğəli) — средневековый поэт. Его наиболее известное произведение — «Кыйсса-и Йосыф» (Сказание о Иусуфе), имеющая несколько редакций, написана на тюрки арабицей — художественная обработка ветхозаветных и коранических преданий об Иосифе Прекрасном и его двенадцати братьях.||||Содержание||1 Биография||2 Поэма «Кыйсса-и Йосыф», списки рукописи, аналоги поэмы||3 Память||4 Примечания||5 Литература||6 Ссылки||Биография[править | править код]||Биографические сведения о Кул Гали немногочисленны и противоречивы.||||Согласно «Таварих-и Болгария» («История Булгарии») Таджедина Ялсыгулова, Кул Гали происходил из башкирского племени Айле[2].||||На основе сведений, содержащихся в «Таварих-и Болгария» («История Булгарии») Ялсыгулова, Х. Мухаметов реконструировал биографию Кул Гали. В ней котором было указано что он родился в городе Кышан или другом городе Волжской Булгарии. Его отец — хазрет Мирхаджи. Поэт окончил медресе в городе Хорезме и там обучал шакирдов, затем переехал в город Ургенч (Хорезм), позже возвращается на родину. Согласно Мухаметову, Кул Гали умер в городе Буляр[3]. Согласно «Таварих-и Болгария» поэт погиб во время похода Тамерлана на Золотую Орду в конце XIV века.||||Все сведения по биографии поэта отсылают к одному и тому же сочинению «Таварих-и Болгария» («История Булгарии»)[4] Таджедина Ялсыгулова. Ялсыгулов в этом произведении приводит свою родословную, возводя её к полулегендарным личностям, включая Кул Гали, однако выделяя то, что тот выходец из Булгарии. Данная биографическая версия имеет противоречия и ещё в XIX в. подверглась критике татарским ученым Марджани, так как упомянутый в шеджере Кулгали жил во второй половине XIV века (согласно источнику, после разорения Булгара Тамерланом, который родился в 1336 году), а булгарский поэт — в начале XIII века[5].||||Однако уже в XX веке советский ученый, доктор исторических наук Миркасым Усманов, обосновав свои тезисы, подверг резкой критике это произведение. Сочинение Тажетдина Ялчыгула представляет собой «фантастическую шажару»[6] не представляющую какую либо историческую ценность.||||Поэма «Кыйсса-и Йосыф», списки рукописи, аналоги поэмы[править | править код]||Поэма «Кыйсса-и Йосыф» — главное произведение Кул Гали. Написана по кораническим сюжетам о Юсуфе. Поэма написана на огузском языке[7], некоторые исследователи относят его к булгарскому языку[8]. Поэма посвящена борьбе против шайтана, за человеческое счастье. Поэма сыграла большую роль в культуре Волжской Булгарии и позднее в тюркской культуре.||||Впервые поэма была подготовлена к печати поэтом и учёным Габдрахим Утыз Имяни и издана в 1839 году в типографии Казанского университета. До 1917 года поэма переиздавалась более 80 раз.||||Оригинал поэмы не сохранился. Известно более 150 списков (полных и неполных копий) рукописи[9], наиболее старые датируются концом XVIII века. Поэма переписывалась людьми друг у друга до середины XX века. Основным ареалом распространения данного произведения является Урало-Поволжье.||||На территории Башкортостана обнаружено около 20 рукописных списков: в дд. Новосубхангулово Бурзянского района (датируется 1774—1778 гг.), Новые Каратавлы Салаватского района (1792 год), Лемез-Тамак Мечетлинского района (около 1798 года), Дюртюли Давлекановского района (конец XVIII века), Набиево Бурзянского района (около 1811 года), Сынгряново Илишевского района (около 1837 года), Таймасово Куюргазинского района (около 1842 года), Зигитяк (около 1831 года) и Каран-Бишинды (около 1842 года) Туймазинского района и другие[10].||||На территории Башкортостана, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей М. Х. Надергуловым, Р. А. Султангареевой, Ф. Г. Хисамитдиновой, Г. Б. Хусаиновым, З. Я. Шариповой и другими было записано 50 стихотворно-прозаических и прозаическо-фольклорных вариантов этой поэмы: «Йософ менән Зөләйха» («Йусуф и Зулейха»), «Йософ вә Зөләйха» («Йусуф и Зулейха»), «Йософ менән Зөләйха тарихы» («История Йусуфа и Зулейхи»), «Йософ китабы» («Книга Йусуфа»), «Йософ һәм Зөләйха ҡиссаһы» («Кисса о Йусуфе и Зулейхе»), «Йосоп» («Йусуп») и др[11].||||Востоковеды и тюркологи Ф. Купрюлюзаде и Е. Бертельс считают что поэт родился в Средней Азии и там же написана поэма[12].||||Память[править | править код]||По решению ЮНЕСКО был проведен юбилей (1983 год) в связи с 800-летием со дня рождения Кул Гали.||||Памятник Кул Гали установлен в Казани (парк Тысячелетия). В Ульяновске Памятник Кул Гали открыт в 2008 году у здания Центра татарской культуры. В Заинске с 7 апреля 1999 года существует улица Кул Гали.[13]||||Примечания[править | править код]||↑ http://xn--80ab4e.xn—-7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/index.php/8363||↑||Происходил из знатного рода башкир — племени айле.||— Шакуров Р. З. Кул Гали. // Башкортостан: краткая энциклопедия. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. — 672 с. — С. 355.||↑ Хусаинов Г. Б. Кул Гали // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2018. — ISBN 978-5-88185-306-8.||↑ ТАРИХ НАМА-И БУЛГАР («Таварих-и Булгарийа», «Дастан-ы тарих»)||↑ Миркасым Усманов. Каурый каләм эзеннән. Археограф язмалары (Археографические записки). Казань: ТКН, 1994. С.65.||↑||Что касается его сочинения, то, говоря кратко, перед нами невероятно фантастическая шаджара — генеалогия предков автора, от Адама до самого Таджетдина, где под видом исторических сведений собрано все, кроме достоверного. Например, самым древним, именно 85-м предком-родоначальником его, оказывается, был сам Адам. А 79, 75-м прадедами являлись пророки Идрис (Енох) и Нух (Ной). Далее, наравне с другими фантастичными именами (в действительности являющимися причудливыми наборами звуков, как-то: Карамуш, Тахлаис, Махлаиш, Амкаш и т. д.) в качестве своих непосредственных предков Таджетдин называет Владимира и Митрофана, Сократа и Нуширзана («справедливого») и многих других. Естественно, что когда башкирин своими предками называет евреев, русских, греков и персов, уже не приходится удивляться тому, что в числе его дедов оказались булгарские цари и турецкие султаны (Тауки, Айдар, Абдулла-хан, Илхам, Алим-бек, султаны Мурад, Селим и др.). В качестве одного из мудрейших предков назван и Кул-Али (по Умидбаеву — 19-й предок). Шаджара, естественно, кончается именем и деятельностью самого Таджетдина. Причем, каждое имя сопровождается комментариями, порою довольно развернутыми, в которых с поразительной «точностью» и безапелляционностью сообщается, кем был этот предок, где он жил, чем занимался, когда основал город Самарканд, сколько лет ханствовал и т. п. Словом, невероятная фантастичность генеалогии Т. Йалчигула и абсолютная негодность его сведений в источниковедческом плане весьма очевидны. В этом отношении Таджетдин опередил Муслими, поэтому подробно анализировать его «труд» нет необходимости.||— Усманов М. А. Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972. — С. 160||↑ Наджип Э. Н. Исследования по истории тюркских языков XI—XIV веков / Э. Н. Наджип. — Москва: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. — С. 57—80.||↑ Закиев М. З. Проблемы языка и происхождения волжских татар. — Казань, 1986. — С. 40—54.||↑ Поэма «Кысса-и Йусуф» Кул Гали (проблематика, поэтика, язык произведения). — Уфа, 1988.||↑ Башҡорт халыҡ ижады. 6‑сы том. Эпос: ҡиссалар һәм дастандар. — Өфө, 2002.||↑ Башҡорт халыҡ ижады. 6‑сы том. Эпос: ҡиссалар һәм дастандар. — Өфө, 2002.||↑ Бертельс Е. Литература народов Средней Азии от древнейших времен до XV в. н. э. //Новый мир, 1939. № 9||↑ http://zainsk.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_363640_enc_56100.pdf||

Здесь представлены различные версии биографий Кул Али.

По версии Литературного мира Чувашии

Кул Али (1183, г. Болгар(Пӑлхар) — 1236, погиб при защите г. Биляра от аскеров хана Батыя) — болгаро-чувашский поэт. Учился в школе г. Болгар, в Хорезме в высшем медресе. Писал поэмы нравоучительного характера: «Касыда Иусуфа», «Юсуф и Зулейха». Они переведены на русский язык поэтами-переводчиками Москвы и Петербурга Р. Мораном и С. Ивановым. Оригиналы хранятся в Тбилиси, Петербурге, Берлине.

По версии Чӑваш Литератури Энциклопедиӗ

Кул Али (1183-1236), Пӑлхар хулинче ҫуралнӑ. Выранти шкулта тата Хорезмри аслӑ медресере пӗлӳ илнӗ. «Юсуф и Зулейка» («Уҫӑппа Сӑхви») поэми тата «Хун кӗнеки» ятлӑ сборникри хӑш-пӗр сӑвӑсем упранса юлнӑ. Пӑлхар-чӑваш чӗлхипе ҫырнӑ пирвайхи романтикӑллӑ произведенисем вӗсем. Поэт Пӳлӗр хулине Батый эшкерӗнчен хӳтӗленӗ чухне пуҫне хунӑ. Унӑн хайлавне вырӑсла Р. Моран та С. Иванов та куҫарнӑ.

По версии Уральской Исторической Энциклопедии

Кул Гали (Кул Али) 
(вторая пол. XII – первая пол. XIIIв., булгарский город Биляр на реке Черемшан), древнебашкирский и древнебулгарский поэт. Происходил из знатного башкирского рода айле. Автор поэмы “Кысс-и Юсуф” (или “Юсуф и Зулейха”), широко распространенной в рукописных списках по Урало-Поволжью. Писал на литературном языке тюрки. По родословной башкирского поэта и ученого Тажетдина Ялсыгула аль-Башкорди, Кул Гали 45 лет служил мударрисом в Хорезме, затем вернулся в Волжскую Булгарию, где, вероятно, погиб после 1236 в ходе татаро-монгольских завоеваний.

Сочинения: Наджип Э.Н. О языке памятника начала XIII в. “Кысса-и Юсуф” Али // Советская тюркология, 1976. № 2; Хисамов Н.Ш. Поэма “Кысса-и Юсуф” Кул Али: Анализ источников сюжета и авторского творчества. М., 1979; Поэма “Кысса-и Юсуф” Кул Гали: Поэтика. Проблематика. Язык произведения / Отв. ред. Р.З.Шакуров. Уфа, 1988; История башкирской литературы. В 6 т. Т.1. Уфа, 1990.

По версии книги «Ислам на европейском Востоке»

КУЛ ГАЛИ (ок. 1183—1236/40) — основоположник булгаро-татарской литературы, автор ренессансно-романтической поэмы «Кысса-и Йусуф» (первая редакция 1212, вторая — 1233), написанной на библейско-коранический сюжет об Иосифе Прекрасном. Монотеистические и светско-гуманистические взгляды Кул Гали в «Кысса-и Йусуф» проявляются двояко: как система религиозно-философских воззрений ат-таухид, возвеличивающих всемогущество Творца и как мощный земной антропоцентризм, утверждающий человека высшей целью мироздания. Почти четверть критического текста «Кысса-и Йусуф» (более 250 мураб-баг — четверостиший, из 1010), подготовленного Ф. С. Фасеевым и изданного в 1983 году, включает в себя обращения к Аллаху и художественное отражение божественной сущности (аз-Зат) и его атрибутов (ас-сифат). Мировоззрение Кул Гагли характеризуется признанием равноправия, уважительно-толерантным отношением ко всем мировым монотеистическим религиям. Во вводной части «Кысса-и Йусуф» от имени Аллаха передается приветствие в адрес всех религий, у которых имеются священные писания: «Хвала, благодарение, слава им: /Святым и благо-честивцам всех религий,/ Пусть будет доволен ими Творец!» (подстрочник наш).

Как талантливый поэт, Кул Гали сумел в «Кысса-и Йусуф» объединить кораническую историю любви пророка Йусуфа и язычницы Зулейхи (сура 12) с главной монотеистической проблематикой Священной книги мусульман — борьбой сторонников ислама против многобожия. В поэме многократно повторяется мысль о том, что вера Зулейхи в языческие идолы — величайший грех, наказуемый Аллахом долгими годами страданий в земной жизни. Главный герой поэмы Йусуф — не только божий раб, он — гений Красоты, Разума, Терпения, сотворенный Великим Творцом. Перед физическим и духовным совершенством его преклоняются солнце, луна и звезды, ибо материальные богатства всей Вселенной — золото, серебро, бриллианты, рубины — не могут быть мерой и не равны величию и красоте человека («Галэм малы муца бэЬа улмаз имеш»). Ренессансная эстетика мусульманского Востока утверждала, что земная красота проявляется только через небесную красоту. Отсюда тяготение поэта Кул Гали к коранической эстетике света («Аллах-ан-Hyp», 24:35), основанной на философии ат-таухид и космических образах солнца, луны, звезд. Высшим воплощением светоносной красоты в поэме является пророк Йусуф, весь сотканный из миллионов солнечных лучей, символизирующий единство божественного начала с земной действительностью.

Эстетика света (ишрак), признанная как субстанция всего сущего и отражение прекрасного, была крупным завоеванием булгаро-татарской литературы первой трети XIII в. Она оказала большое влияние на все последующее развитие татарской литературы вплоть до первой трети XX в.

Литература:

  • Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. — Казань, 1988;
  • Она же. Эстетика Божественного Света в тюркских литературах Средневековья // Фэнни язма-лар. — Казан, 2002;
  • Нугманова Н. М. Художественное отражение философии ат-таухид в «Киссаи Йусуф» Кул Гали. Автореф. канд. дисс. — Казань, 2003.Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь.— Казань.— Магариф, 2004.— 383 с.

См. также